КАК КРУТО ЗАПИСАТЬ ГИТАРУ
Постоянно вижу в сети кучу споров о том, какой усилитель "лучше"? Лампы или цифра? Какая гитара "круче" звучит? Все эти споры довольно интересны, а некоторые (самая, правда, меньшая часть) и не беспочвенны. Но потом слышишь результаты и понимаешь, что усилитель, гитара, процессор - все это не так важно. Это просто набор красок, которые в руках умелого художника способны создавать шедевры, а в руках маляра оттенки их вовсе не будут заметны...
В сегодняшней статье, я бы хотел остановиться на своеобразном хит-параде того, на что действительно нужно обратить внимание при записи гитары, чтобы получить "убойный" звук на выходе.
Все, что вы увидите далее это моя оценка, основанная на большом количестве исследований. Моменты которые ближе к началу списка я считаю существенно более важными, чем те, что в конце. Кроме того, я искренне убежден, что только после соблюдения требований, которые я осмелюсь сегодня изложить, можно в принципе говорить что-либо о гитарах, усилителях и процессорах.
Существенным преимуществом этого перечня является то, что для улучшения своего гитарного звука при помощи этих правил Вам прктически не потребуется денег!
Итак, вот, этот хитпарад:
1. Гитарная партия.
Это самое важное вообще, что может быть. Между тем в погоне за "турбозвуком" многие гитаристы, просто забывают о том, что они в принципе играют музыку, да еще зачастую и в коллективе других музыкантов. Там был и я;)
Всегда и абсолютно всегда, нужно оценивать гитарную партию с позиции того, что делают другие инструменты. Она не должна "врезаться" в частотный диапазон заполненный басом (если он есть), ее ритмическая функция должна дополнять барабанную партию, а не дублировать или, что еще хуже, разрушать ее. Гитарист просто обязан понимать, что происходит вокруг него в музыкальном произведении. Чувствовать на интуитивном уровне (достигается гигантскими тренировками), где у него есть слово, а где лучшим выражением музыкальной мысли будет пауза.
Как правило, большая часть неопытных гитаристов, изучив класснейшие пассажи или супер плотные (по количеству нот) гитарные рифы спешит незамедлительно применить все свои умения (весь свой арсенал) в одном треке. Ситуацию усугубляет и то, что, как правило, с неопытными гитаристами играют музыканты подстать их уровню. В результате получается турбо понос из музыкальных приемов, который захламляет все вокруг себя.
Короче говоря, нужно изучать строение музыкальной ткани. Изучать взаимодействие инструментов их тембральные особенности и взаимодействие партий друг с другом в аранжировке.
Если вы этого не делаете. Ваш гитарный звук какой бы классный он ни был, будет, извините за выражение, полным говном.
2. Исполнение.
В последнее время все больше обращает на себя внимание из рук вон плохое исполнение. Дело в том, что существует взаимосвязь: мозг-руки-инструмент-(усилитель). Последнее в скобочках, потому как вещь факультативная (например в случае записи акустического инструмента или сигнальной обработки), но в случае его наличия в тракте его особенности также взаимодействуют в рамках этой цепи.
Вся эта связь должна работать на производства великолепного звука. Если тупит мозг, тренируйте его. Слабые или "тормознутые" руки - занимайтесь их разработкой. Занимайтесь на инструменте. Играйте через усилитель (если конечно планируете его когда либо записывать). Все это многие часы работы, которые способны привести Вас к великолепному звуку даже на самом дешевом инструменте.
Есть такие гуру гитары, которые умудрялись из полнейших бревен высекать такой звук, что многим и не снилось. Работайте над исполнением, над звукоизвлечением, постановкой пальцев, аккуратностью игры, динамикой, эмоциональностью исполнения. Все это ощущается гораздо серьзенее в миксе, чем разница между Line6 и Mesa Boogie, например. ;)
3. Струны.
Вы будете удивлены, но "возраст" и состаяние Ваших струн, это минимум 20% хорошего саунда гитары. Иногода, эти 20% являются реально критичными. Старые струны имеют свойство теряться в миксе, мазать всю картину. Нет денег на супер дорогие струны и их регулярную замену? Возьмите чуть дешевле, в действительности между ними не такая уж существенная разница, по крайней мере она уж точно не определяется теми порядками, на которые они дороже.
Не берите слишком тонкие струны, играть, понятно, проще. Однако, плотные струны имеют более пригляную частотную характеристику. А что еще более важно - застваляют Вас работать на инструменте, со всей возможной отдачей. Пальцы для плотных струн, конечно, нужно потренировать, но, поверьте, оно того стоит.
4. Медиатор (толщина) или пальцы
Особенно сие относится к акустическим инструментам. Одна и та же гитара будет звучать абсолютно по разному в зависимости от того, какой способ щипка вы изберете. Если Вы преимущественно играете пальцами - попробуйте медиатор, если медиатором - то наоборот пальцы. Вы возможно будете удивлены, если запишите это мероприятие, насколько отличается звучание инструмента в зависимости от способа. Не ограничивайте себя в палитре, освойте и тот и другой прием;)
В ситуации с акустической гитарай (с электро - не так завметно) влияет и толщина медиатора. Так, например, если вы хотите больше перкуссионного "хруста" наверху - возьмите медиатор потньше, если более плотный и богатый низкими частотами звук - наоборот потолще.
5. Положение микрофона относительно источника звука.
Об этом на этом портале уже писали по-моему. Но основной момент, вот, какой. Не стоит просто повесить где-то возле усилителя какой-то (пусть даже самый дорогой в мире) микрофон. Его положение нужно подобрать макисмально таким образом, чтобы он снимал самый "правильный" звук. Для того чтобы понять что такое правильный звук, надо тренировать уши и повторять историю с записью многократно или поручить это мероприятие ОПЫТНОМУ звукоинженеру с ХОРОШИМ И (что еще важнее) БЛИЗКИМ К ВАШЕМУ вкусом.
Вопросам положения микрофона следует, конечно, посвятить отдельную статью. А возможно и не одну.
После того как Вы разберетесь и овладеете всеми приведенными аспектами на ПРО уровне - смело можете возвращаться к дискуссии о том, почему Line 6 - плохо или хорошо например в сравнении с ENGLE, хотя если Вы действительно овладеете сказанным, то поймете, что и из 5-ти ватной бугеры и не самого дорого сквайера можно создать великолепный гитарный трек.
Будет он отличаться по звуку от сочетания Bogner + Paul Reed Smith - сто процентов.
Будет он хуже или лучше? Все будет зависеть от музыкального контекста и развитости Ваших вкусовых предпочтений.
Надеюсь это принесет некоторую пользу!
Всем хороших записей.